Челябинская таможня обращает внимание граждан и юридических лиц на возможность разрешения споров с таможенным органом без участия суда.
Возможность подачи в вышестоящий таможенный орган жалобы на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела таможенного органа или его должностного лица является действенным механизмом разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между участниками таможенных правоотношений.
Сроки внесудебного рассмотрения жалобы значительно короче рассмотрения жалобы в судебном порядке. Так, жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц, о чем заявителю направляется уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы.
При этом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок рассмотрения жалобы, который может быть продлен до шести месяцев. Также следует учитывать сроки рассмотрения судебных дел в апелляционной и кассационной инстанциях судов.
Жалоба, поданная в таможенный орган, рассматривается в отсутствие заявителя, в то время как разбирательство в суде требует личного присутствия при рассмотрении дела, что приводит к дополнительным временным, трудовым и финансовым затратам, особенно при нахождении заявителя в населенном пункте, отличном от места нахождения суда.
Однако, обращаем внимание, что заявитель может ходатайствовать об участии в рассмотрении таможенным органом жалобы.
Государственная пошлина за подачу жалобы в вышестоящий таможенный орган не предусмотрена, в то время как при обращении в суд возникает необходимость оплаты государственной пошлины, а также судебных издержек.
Решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) суд.
Учитывая вышеизложенное, внесудебный порядок обжалования (ведомственное обжалование) имеет ряд преимуществ по сравнению с судебным обжалованием: жалобы рассматриваются таможенным органами оперативно, не облагаются госпошлиной, заявитель не несет иных финансовых затрат (на оплату услуг представителей, командировочные расходы и др.).
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в настоящее время урегулирован главой 51 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Жалоба в вышестоящий таможенный орган подается через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню.
В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.
Обращаем внимание, что с 01 января 2022 г. подать жалобу можно в виде электронного документа через АПС «Личный кабинет».
Жалоба, поданная в виде электронного документа, должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.
Документы, прилагаемые к жалобе, поданной в электронном виде, также должны быть представлены в таможенный орган в виде электронного документа и заверены юридическим или физическим лицом соответственно усиленной квалифицированной электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью.
Кроме того, информируем о наличии возможности получения у таможенного органа информации о причинах принятого решения и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения, бездействия. Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ будет дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения.
Александр Земсков
Пресс-секретарь Челябинской таможни
8 (351) 779-55-78